Лой Николай Павлович

Живописец, график. Народный художник Российской Федерации с 2003 г.

Родился 16.02.1925 в г. Молочанске Запорожской области Украинской ССР. Умер 05.05.2004 в г. Славянске Краснодарского края. Учился в Харьковском государственном художественном институте (1949-1955). Член Союза художников России с 1965 г. Участник художественных выставок с 1956 г. Участник Великой Отечественной войны. Жил и работал в Норильске, Красноярске. Уехал из Красноярского края в 1989 г.

Выдержка из статьи «Николай Павлович Лой» // Давыденко, И. М. Художники Красноярска // Красноярское книжное изд-во, 1978. - С. 88-90.

«С начала 60-х годов плодотворно работает группа профессиональных художников Заполярного Норильска. Возглавляет ее Николай Павлович Лой (1925). В 1955 году он окончил Харьковский художественный институт, некоторое время работал в Харькове, в отделении художественного фонда, а с 1960 года избрал местом жительства Норильск. Здесь художник энергично включился в художественную и общественную жизнь города. Организовал студию изобразительного искусства, принял участие в организации детской художественной школы и был ее директором, возглавил работу по художественному оформлению города, его общественных зданий. Суровое величие природы Заполярья, подвиг людей, преобразующих таймырскую тундру, покорили южанина, он с увлечением взялся за освоение северного материала.

В 1964 году Н. Лой привез впервые на выставку в Красноярск картины, передающие ослепительную многоцветность природы Заполярья. Во многих своих работах художник сумел показать мир малообжитых мест, полный таинственной прелести. «Красная тундра», «Туманная радуга», «Цвететземля», «Красная осень», «Огоньки». В этих картинах звучные, казалось бы, мало правдоподобные для этих мест краски (зеленые, оранжево-красные, фиолетовые) становятся выразителями живого, движущегося мира — так называемого «белого безмолвия». Когда художника спрашивают: «Такая ли уж красочная северная природа, какой вы изображаете ее на своих полотнах?», - он говорит: «Побывав в разных уголках нашей необъятной Родины, я теперь имею некоторое право сравнивать, и могу утверждать, что по насыщенности и богатству цветовой гаммы с Заполярьем может соперничать лишь Памир, его высокогорные районы. Мне приходилось писать закат в море Лаптевых. Чистые оранжево-красные краски палитры казались грязными по сравнению с тем, что творилось на небе. Писать его было трудной задачей, но и редким, ни с чем не сравнимым удовольствием».

Полная статья находится здесь

Еще одна статья здесь

Увидеть открытки с репродукциями картин Н.П. Лоя можно здесь